facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Положение арабов в доисламской Аравии

0

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) появился на свет в городе Мекка, что расположен на Аравийском полуострове в провинции Хиджаз. Чтобы понять жизнь и влияние его личности на ход мировой истории, нужно хотя бы в общих чертах представлять положение людей в этой местности в те далёкие времена.

 

В доисламский период арабы ещё не сформировались как нация. Каждое племя существовало как отдельное государство под предводительством шейха. В Хиджазе и Йемене того времени уже существовали города, однако основная масса населения жила в шатрах и вела кочевой образ жизни.

В провинции Хиджаз располагались три важных города: Мекка, Ясриб (будущая Медина) и Таиф. В Мекке обитали курайшиты, в Таифе — племя сакиф, в Ясрибе — два арабских племени, авс и хазрадж, а также три иудейских племени: бану кайнука, бану надир, бану курайз. Остальные же вели кочевой образ жизни.

Между племенами постоянно происходили вооружённые столкновения из-за кровной мести и конфликтов, связанных с разделением границ. Перемирие объявлялось только во время четырёх месяцев — Мухаррам, Раджаб, Зилькаде и Зульхидж. Потому то их и называли «ашхур-и хурум» — благородные месяцы, когда считалось запретным воевать и враждовать (Сура «ат-Тауба», 9 / 36).

Во время заключения перемирия все племена могли безопасно передвигаться, поэтому именно в эти месяцы устраивались большие торговые ярмарки. Курайшиты обладали авторитетом среди других племен, потому что владели ключами от Каабы и являлись хранителями идолов. Они имели исключительную возможность свободно передвигаться в любое время года (Сура «Курайш», 106 / 1—4).

Самые важные торговые мероприятия проводились в окрестностях Мекки: знаменитые ярмарки Указ, Маджанна, Зульмеджаз. Сюда съезжались со всех концов Аравии не только продавцы и покупатели, но и поэты, проповедники, колдуны, женщины лёгкого поведения, представители различных религий. На ярмарке Указ, разместившейся между Таифом и Нахлем, проходили поэтические ринги, а получившие наибольшую популярность стихи затем украшали стены Каабы. Эти семь касыд называли «аль-Муаллакатус-себа» — «Семь висящих».

До принятия Ислама большинство арабов были идолопоклонниками. В Мекке возле Каабы люди поставили 360 истуканов. Самыми популярными идолами считались Хубель, Лат, Менат, Узза, Ведд, Суваа, Йелус, Йеук и Неср. У каждого племени существовал свой идол и специальный день для его посещения. Поэтому в Мекку круглый год стекались паломники.

В Аравии жили также последователи пророка Мусы (алейхиссалям), иудеи, и христиане, огнепоклонники и сабеи. Помимо них — немногочисленные ханафи, услышавшие призыв пророка Ибрахима (алейхиссалям), верующие в Единого Всевышнего: Варака бин Навфаль, Абдуллах бин Джахш, Осман бин Хувайрис, Кусс бин Саида.

До появления Ислама на севере Аравийского полуострова (в Сирии) использовали письменность набти, на юге (в Йемене) — химейри, в Ираке — сурьяни. Арабы из Хиджаза во время торговых поездок научились вести записи с помощью набти и сурьяни. Впоследствии письменность набти трансформировалась в каллиграфический стиль написания насих, а сурьяни — в стиль куфи.

Однако крайне мало арабов владели грамотностью. Они были щедры, гостеприимны, умели держать слово и защищать слабых, но в то же время занимались разбоем, грабительством, ростовщичеством, заискивающе относились к богатым, унижали бедных, проявляли излишнюю слабость к алкоголю и азартным играм, убивали под видом кровной мести.

К сожалению, они обладали крайне неприглядными чертами характера и совершали гнусные поступки. Арабы также не считали рабов и женщин за людей. Женщины не имели права получать наследство от своих умерших мужей и отцов; более того, они считались имуществом. Мужчины могли жениться несчётное количество раз, а проституция превратилась в профессию. Некоторые семьи закапывали в землю живьём новорожденных девочек (Суннад-Дарими, 1 / 3, Бейрут).

Во время зарождения Ислама не только арабы и жители Аравийского полуострова, но и весь мир погряз во мраке насилия, разврата и невежества. Человечество, задыхавшееся в плену материальных и духовных проблем, ждало наставника и спасителя.

В Коране этот мрачный период истории назван эпохой джахилии — невежества: «Несчастия на суше и на море случаются в наказание за то, что вершили люди своими руками, дабы они вкусили хотя бы частицу того, что они сотворили. Может быть, они вернутся [на путь Истины]» (Сура «ар-Рум», 30 / 41).

(Продолжение следует. Специально для сайта «Ислам и Семья»).

Share.